ГлавнаяСтатьиВыбор и обслуживание снаряжения.Платформы для спортивных моделей лыж.

Платформы для спортивных моделей лыж.

  • PDF
  • Печать
  • E-mail
(1 голос, среднее 5.00 из 5)

Для начала хочу остановиться на функциях, которые выполняют платформы.

Во-первых, это лифтинг (подъем) ботинка над снегом. Это позволяет не цепляться ботинком за снег при больших углах закантовки. Кроме того, улучшается эффективность кантования лыжи за счет увеличения плеча от подошвы ботинка до канта.

Чистые лифтинговые платформы встречаются либо на карвинговых лыжах начальных уровней, либо входят в виде проставок под головки в состав самих креплений. Как правило, они состоят из двух независимых частей с жесткой фиксацией к лыже.

На первый взгляд, чем выше платформа, тем легче становится закантовка и удержание дуги. Однако следует учесть, что процесс усиления воздействия на кант имеет и обратную силу – все негативные воздействия со стороны склона, усиливаясь, передаются на ногу. Все это делает катание на излишне высоких платформах, достаточно травмоопасным. После ряда несчастных случаев FIS ограничила высоту платформ в спорте. По этим же причинам платформы не используются во фрирайде, ньюскуле и могуле.

Во-вторых, это очень важная функция сохранения естественного прогиба лыжи под жесткой негнущейся подошвой ботинка. Данная функция особенно важна в короткорадиусных лыжах, которые прогибаются в весьма резкую дугу.

Платформы такого типа имеют зону жесткого закрепления на лыже, которая может располагаться как на краях платформы, так и в середине платы. И «скользящие» винты, которые позволяют сдвигаться концам платформы при прогибе лыжи. Подобные платы могут состоять как из двух независимых частей, так и быть монолитными. Естественно такие платы оказывают различное воздействие на торсионную жесткость середины лыжи и имеют различную возможность влиять на продольный прогиб. Следует заметить, что одних платформ как правило, не достаточно для полного сохранения прогиба. Поэтому совместно с платформами рекомендуется применение креплений с функциями свободного флекса – то есть с подвижными по оси лыжи головками. ( В частности, у Atomic, Rossignol подвижная "пятка", а у Marker, наоборот, двигается только головка. - прим.)

Многие платформы включают в свою конструкцию и виброгасящие элементы, что улучшает комфорт катания и стабильность ведения дуги.

Существуют платформы с элементами, активно влияющими на прогиб лыжи в зоне креплений.

Примером может служить фишеровская плата Flowflex TUNE.IT с тремя уровнями изменения воздействия на лыжу.


А вообще первая такая платформа появилась еще в 1994 году на лыжах Blizzard V30 FTA.


Надо сказать, что платформы могут как устанавливаться на лыжу при помощи шурупов, так и интегрироваться в структуру самой лыжи. Яркими примерами таких платформ служат Fussion у Elan,


IPT Motion у Volkl,


IQ у Blizzard и другие подобные им.


Надо сказать, что в этом случае мы имеем не столько платформу, сколько некий интерфейс для креплений. Подобные устройства обеспечивают не только хорошую флекс-функцию, но и быструю регулировку крепления по длине ботинка, продольному положению крепления и возможность максимально быстрой установки креплений, часто без применения инструментов.

Однако последнее время фирмы стараются не нарушать целостность лыжи врезками в нее различных платформ. Все чаще такие интерфейсы выводятся из конструкции лыжи уже в виде именно платформ. Вот так выглядит современная система Fussion у Elan.


Интересная разработка была у фирмы Fischer. Это платформа Flowflex.


Она представляла собой целиковый алюминиевый профиль, крепившийся на двух плавающих горизонтальных и одной вертикальной опоре. Плата содержала пружины для коррекции жесткости и гашения вибраций. Фирма Fischer два года готовила эту платформу, как цеховую, но тут изменился стандарт высоты и плата пошла на серийные лыжи. По словам разработчиков, плата абсолютно (!) не влияла на прогиб лыжи! Правда, для установки креплений требовались укороченные шурупы.

В дальнейшем эта плата была переработана в более низкую и уже без металла платформу Flowflex.2.

И наконец, в этом году эволюция закончилась выпуском платы Racetrack. В ней головки креплений уже не устанавливаются на шурупах, а имеют быстросъемную конструкцию.


Подобная эволюция постигла и платформу от Atomic Powerbridge. Система Powerbridge спроектирована специально для улучшения рабочих характеристик лыжи на высоких скоростях. Система состоит из плоских металлических пластин и работает как рессора. Платформа использует возникающую силу трения для того, чтобы гасить вибрации, позволяя лыжнику вырезать точные дуги. В конце дуги платформа мощной отдачей освобождает накопленную в повороте энергию и наделяет лыжу максимальной динамикой на высоких скоростях.


В этом сезоне на смену ей пришла саломоновская платформа Smartrack.

Таким образом, налицо тенденция использования в любительских спортивных лыжах все более простых платформ. На фоне этого очень положительно смотрится применение фирмой Rossignol в этом сезоне, спортивной платы I-Box, на ряде своих любительских моделей лыж (9SL, 9GS, Pursuit 18).

В спортивных (цеховых) лыжах используются, как правило, платформы, крепящиеся на шурупах. Однако есть и исключения в виде интегрированных платформ. Это связано с использованием в спортивных моделях последних лет «двухпалубных» конструкций. У Atomic и Salomon это конструкция Double Deck. Платформа в этих конструкциях является составной частью верхней Control Deck и входит в конструкцию самой лыжи.


Следует обратить внимание и на систему Power Transmission, которая включает в себя, как жесткие опорные элементы для более точной передачи усилия на канты, так и амортизирующие виброгасящие вставки.

У фирмы Blizzard, отчасти подобная конструкция называется Full Suspension. Верхний карбоновый бустер, входящий в конструкцию лыжи, упирается с одной стороны в эластомерные вставки, а с другой в конструкцию платформы, которая включает в себя гидравлический амортизатор Piston Oil Damperer. Подобная конструкция применяется фирмой в лыжах для «длинных» видов.


Платформа, которую использует Blizzard, есть не что иное, как весьма распространенная платформа от Marker, World Cup Piston Control, с некоторыми доработками.


Подобные платы используют на своих лыжах Nordica и Volkl.

Система активного виброгашения Piston Control разработана фирмой Marker уже давно и использовалась как в отдельных платформах, так и входила в состав различных моделей креплений.

Очень интересна новая спортивная плата от Rossignol, R18. Она применяется на лыжах FIS–серии. По сравнению с прошлогодней платой I-Box WC, новая плата состоит из двух независимых частей и имеет ряд конструктивных изменений.


При одинаковой высоте и установочных размерах, новая плата не имеет металлических футорок под шурупы креплений и имеет несколько другой боковой профиль, допускающий более резкий прогиб лыжи.


Но особенно интересно то, что с помощью специальных проставок на крепежные шурупы, можно блокировать различные зоны подвижности платы в зависимости от используемого крепления.

Так при использовании крепления с полным флексом, рекомендована полная разблокировка задней платы.

Источник: skigu.ru