ГлавнаяСтатьиВыбор и обслуживание снаряжения.Горные лыжи 2.0. Адаптивная жесткость и прогиб.

Горные лыжи 2.0. Адаптивная жесткость и прогиб.

  • PDF
  • Печать
  • E-mail
(1 голос, среднее 5.00 из 5)

 

Похоже, пора вслед за «web 2.0» вводить понятие «горные лыжи 2.0». Строго говоря, громкой революции не случилось. Однако революционная ситуация налицо. Во всяком случае, в том, что касается двух трендов в конструировании лыж и их сегментации: адаптивной упругости и форме прогиба.

Адаптивная упругость – это способность лыжи (которая, в сущности, представляет собой пружину) обеспечивать сопротивление сгибанию не по привычному для нас закону прямой пропорциональности, а по более сложной формуле, с более сильным ростом отдачи в фазе выхода из поворота. Спортсменам такая упругость обеспечит очень активный выход из дуги, а катающимся – заметное расширение скоростного диапазона одной пары лыж. И всем лыжникам – заметно более мягкое скольжение благодаря эффективному гашению вибраций. Несколько лет назад была разработана, опробована на экспертах, а затем запущена и на Кубок мира технология Doubledeck Varioflex – каждая лыжа работает как система из нескольких взаимосвязанных пружин. Две деки – верхняя и нижняя, это уже две пружины. Но и между собой они связаны тоже при помощи своеобразных пружин – эластомерных элементов, которые вносят свой вклад в слаженную работу такой системы. Мягкая нагрузка с небольшим сгибанием лыжи – сгибается нижняя дека и сжимаются эластомерные элементы. Сильнее сгибание – сильнее сгибается нижняя дека, эластомерные элементы начинают «упираться», а в работу включается и верхняя дека. Скоростной диапазон широкий, благодаря элементам из эластомера и мягкости нижней пружины-деки вибрации гасятся очень хорошо, на неровностях лыжа идет плавно и комфортно.

Еще раньше другой известный бренд – Rossignol, снабжал некоторые модели системой сменных рычагов, при помощи которых можно было варьировать жесткость средней зоны лыжи. Неудобство заключалось в том, что нужно было возить с собой комплект рычагов и тратить время на их смену. Параллельно с этой технологией компанией Volkl была придумана и другая система изменения жесткости, использующая ручной переключатель - Power Switch. Однако ручной переключатель жесткости не обрел большую популярность, модели с такой особенностью конструкции продолжает выпускать лишь компания-родоначальник этого направления. А идея сменных рычагов просуществовала несколько лет, а затем тихо исчезла, как и многие другие не слишком популярные технологические решения.

А вот идея с автоматическим изменением (адаптацией) жесткости и эффективного гашения вибраций показалась лыжникам и производителям интересной. И вслед за Atomic компания Salomon стала применять очень похожую конструкцию лыж. А затем и еще две компании разработали свои варианты похожей конструкции. Была выпущена модель Nordica Dobermann Spitfire Pro EDT, в конструкции которой использована своеобразная «верхняя дека» в передней части лыжи, производится система лыжи-крепления Blizzard Full Suspension, в которой применяется связанная при помощи амортизатора система из двух дек. Видимо, именно конструкция, обеспечивающая адаптивную упругость, а благодаря ей широкий скоростной диапазон и активную отдачу экспертных и спортивных моделей лыж в сочетании с очень мягким скольжением – именно тот тренд, который позволяет говорить о «горных лыжах 2.0».

Прогиб. Тренд, который с 2001 года играет все более заметную роль в развитии горных лыж: их характер зависит и от формы прогиба, а не только от привычных продольной и торсионной жесткости, ширины талии, формы и радиуса бокового выреза. В каталоге одного из производителей лыжи поделены на различные целевые группы именно исходя из формы прогиба. Непривычно… Однако, такое разделение было предопределено на протяжении последнего десятилетия.

Лето 2001 года. Именно в те дни появился первый росток нового направления в конструкции горных лыж – обратная геометрия и обратный прогиб. Зачем? Ведь начиная с конца позапрошлого века все производители придавали своим лыжам прогиб, который мы привыкли считать «традиционным».

Предпосылкой для того, чтобы выгнуть лыжи в обратную по сравнению с традиционным прогибом лыж сторону – носок и пятка плавно приподнимаются вверх, стал тезис «снег это замершая вода». Водные лыжи всегда выпускались именно с приподнятыми пяткой и носком, а талия у них шире носка и пятки. Первым, кто применил водные лыжи для катания по целине, был Шейн МакКонки – легендарный лыжник, на счету которого было почти 30 наград в горнолыжном спорте, фрискиинге, в том числе в могуле, нью-скуле, ски-кроссе. «Любой снаряд для скольжения по воде – серф, водные лыжи, вэйкборд – имеет обратный боковой радиус и обратный прогиб. Целина – легкая и мягкая, и ты тонешь в ней, как в воде. Это же так очевидно!» Шейн установил горнолыжные крепления на водные лыжи и понял, что для катания по целине идея здравая. Правда, убедить производителей на столь радикальный шаг было непросто: на это потребовалось около пяти лет. По настоянию Шейна компания Volant в 2001 году выпускает первую модель горных лыж с уникальной геометрией и прогибом – Volant Spatula. Предшественник современного разнообразия форм прогиба и выреза отличался совершенно фантастическими по тем временам параметрами: 120-125-115 мм. Как показало время, главным отличием от традиционных лыж была даже не уникальная геометрия, хотя она тоже сыграла немаловажную роль, а обратный прогиб.

Прошло одиннадцать лет и сейчас огромное количество мелких производителей выпускают лыжи для внетрассового катания с самыми различными вариантами прогиба. Да и признанные лидеры рынка в своих моделях для бэккантри и фрирайда отдают должное именно форме прогиба. Почему именно в сегментах коллекций, ориентированных в той или иной степени на катание в целине? Вспомним поворот в мягком глубоком снегу. Такой поворот происходит за счет прогиба лыж, а не благодаря боковому вырезу – кантом можно опереться лишь о жесткую поверхность. И если носок лыжи широкий, длинный, да еще и приподнят, то такая лыжа при минимальной скорости начинает всплывать в снегу (подъемная сила высокая благодаря большой площади опоры и углу атаки), а если лыжу наклонить внутрь поворота – и поворачивать, как-бы «всплывая в сторону». И чем сильнее поднят вверх носок, чем больше его площадь – тем охотнее повернет лыжа. Конечно, такая конструкция эффективна лишь на мягком глубоком снегу, на жестком склоне стабильность оставляет желать лучшего, да и поднятые вверх носки заметно вибрируют, а скорее буквально раскачиваются вверх и вниз. Чтобы обеспечить каждого лыжника лыжами, которые сочетают в себе хорошие рабочие качества для различных условий, конструкторы придумали массу вариантов комбинаций традиционного и обратного прогибов. Компания Rossignol выпустила даже модель GS с адаптивным прогибом, однако будущее обратного прогиба в этом сегменте, мягко говоря, сомнительно.

Попытаемся разделить все разнообразие форм прогибов на более или менее крупные категории. Договоримся, что речь идет о лыжах одинаковой длины – это важно, чтобы сравнить рабочую длину канта.

Традиционный прогиб. В зоне талии незагруженная лыжа, положенная на плоскую поверхность, приподнята, в зонах носка и пятки опирается на узкие участки канта и скользящей поверхности. Наиболее широкие зоны лыжи совпадают с точками контакта со снегом. При загрузке лыжи зоны контакта спереди и сзади не изменяют свое местоположение, рабочая длина канта закантованной и загруженной лыжи максимальна, что обеспечивает стабильность на скорости при резаном ведении на жестком склоне.

лыжи

Адаптивный прогиб (термин введен в каталоге компании Atomic). У загруженной лыжи, плоско поставленной на поверхность снега, носок и пятка немного приподнимаются. При закантовке лыжи на жестком склоне рабочая длина канта короче, носок и пятка немного приподняты, зоны контакта заметно шире по сравнению с лыжами с традиционным прогибом. Благодаря этому на жестком склоне лыжи более маневренные, отсутствует излишняя цепкость лыж, повороты с проскальзыванием выполняются без усилий. Загиб плавный, длинный, за счет этого лыжа легко не только всплывает, но и всходит на неровный мягкий снег: такой «заход» только чуть-чуть ощущаешь ногами, все остальное лыжа берет на себя. На таких лыжах можно очень мягко и нечувствительно переходить от резаного ведения к поворотам с проскальзыванием на рыхлом снегу.

лыжи

Рокер. Различается масса различных вариантов лыж с таким прогибом: только в носке, в носке и пятке, также различные модели отличаются и длиной приподнятой зоны. Закантованая лыжа на жестком касается снега лишь относительно коротким участком канта в средней зоне (при рокере и в носке и в пятке), стабильность на жестком относительно невысока, а вот в пушистом снегу такие лыжи всплывают и управляются прекрасно. Вариант безоговорочно хорош именно для мягкого снега, а также самых крутых и узких мест, где зацепиться носком или пяткой в повороте безо всякого преувеличения смерти подобно. Предельный вариант – лыжа, носок и пятка которой начинают приподниматься прямо от зоны креплений.

лыжи

Такое ощущение, что традиционный прогиб, который пока применяется в самых различных моделях, в ближайшее время останется отличительной особенностью моделей для подготовленных склонов, читай - относительно узких, с шириной талии до 80 мм. Адаптивный прогиб – прерогатива моделей многоцелевых, которые, несмотря на все еще существующий тренд к росту ширины таких лыж, вряд ли перевалят планку в 95 – 100 мм. А вот рокер использовался в основном у тех моделей, ширина которых превышает эту магическую цифру. Однако на жестком склоне лыжа такой ширины уже некомфортна, даже если ее прогиб традиционный, а уж с рокером.... На большой скорости на жестком склоне на широких моделях с ярко выраженным рокером возникает достаточно необычное ощущение того, что лыжа очень короткая, юркая, хотя и с широкой зоной баланса в продольном направлении и своеобразным эффектом «кресла-качалки». Все хорошо, кроме излишней поворотливости, которая в комбинации с широкой талией может быть достаточно опасна, особенно для человека с не слишком хорошей физической формой. Да и закантовать лыжу такой ширины непросто. Так что широкие лыжи с рокером и в будущем останутся востребованными довольно узкой целевой аудиторией: теми, кто на подготовленные трассы практически не выходит.

А что же с выбором ростовки моделей с адаптивным прогибом и с рокером? Поскольку эффективная длина канта у них снижена, то можно приблизительно порекомендовать выбирать модели с адаптивным прогибом на 5 – 8 см длиннее традиционных лыж (для аналогичных условий катания), а с рокером – и на все 10-15 см. Эти рекомендации производителей хорошо согласуются с эффективной длиной канта. Так, у лыж с традиционной формой прогиба в ростовке 170 см эффективная длина канта может составлять приблизительно 130 см, а у лыж с рокером такая длина канта достигается у модели длиной около 185 – 190 см. Однако инерция и вес лыж будут соответствовать их длине, так что увлекаться увеличением ростовки имеет смысл лишь в тех случаях, когда вы катаетесь на просторных склонах, где можно не торопиться поворачивать.

Кстати: некоторые модели многоцелевых лыж уже несколько лет используют идею, аналогичную сформулированной в «адаптивном прогибе», хотя их конструкция основана на прогибе традиционном. Носок в подобных моделях по бокам сделан прямым на протяжении сантиметров десяти от загиба (в сторону креплений, конечно). И только потом начинается вырез. Такое сочетание выреза в средней части лыжи с прямыми широкими носком и пяткой дает большую площадь опоры в передней части при катании по мягкому снегу и прекрасные карвинговые свойства и высокую маневренность при закантовке, когда контактная длина канта резко уменьшается, а носок и пятка длинной лыжи повисают в воздухе, не касаясь жесткого и ровного склона. Так что адаптивный прогиб является абсолютно логичным трендом.

 

По материалам: ruwinter.ru