ГлавнаяСтатьиИстория горных лыжИстория горных лыж: Новые технологии.

История горных лыж: Новые технологии.

  • PDF
  • Печать
  • E-mail
(4 голоса, среднее 5.00 из 5)

Деревянные лыжи обладали двумя существенными недостатками: низкой ударной прочностью (от ударов дерево легко раскалывается) и малой торсионной упругостью (сопротивлением скручиванию). Если для беговых лыж эти недостатки не столь важны, то для горных они приобретают принципиальный характер.  Шел интенсивный поиск новых материалов.

Первый прототип лыж не из дерева был разработан 1928 году во Франции и довольно долго, на протяжении шести лет, так и оставался прототипом. Лыжи эти были целиком из «крылатого металла» — алюминия. А партию алюминиевых лыж, весьма ограниченную, французы выпустили только в 1934 году.

Уже в 1935-1936 гг. скользящую поверхность начали покрывать бакелитом, а в 1944 году на французской фабрике "Dynamic" была впервые создана синтетическая скользящая поверхность: в конструкции лыж использован целлулоид,  носивший торговую марку Cellulix. Такое покрытие обеспечивало хорошее скольжение и предохраняло дерево от сырости и повреждений. Тогда же вместо цельных боковых кантов стали применять отдельные звенья (прообраз мультиканта), что значительно улучшило ремонтопригодность лыж и увеличило их долговечность.

Спортсменка на лыжах Dynamic в Ст.Морице.

В 30-40-е годы австрийские и немецкие изготовители горных лыж существенно потеснили финнов и норвежцев, еще долго остававшихся лидерами в производстве лыж беговых. В этот период возникли многие фирмы, имеющие сегодня мировую известность (например "Volkl"), производство лыж осваивали также мелкие фабрики, ранее специализировавшиеся на изготовлении саней, лодок, телег и т.д. (такова, например, история фирмы "Atomic"). Надо отметить, что и скандинавские мастера не отказались полностью от производства горных лыж - так, некогда знаменитая фирма "Jarvinen" до самого конца 70-х годов ХХ века выпускала несколько оригинальных моделей.

Мастерская Эско Ярвинена.Но в основной массе лыжи тех лет продолжали оставаться деревянными.  И так продолжалось до тех пор, пока не был придуман клей Aerolite, способный прочно склеивать металл и дерево. Конечно же, снова для нужд авиапромышленности: при помощи этого клея соединялись деревянные части, а позже алюминиевые и деревянные слои обшивки, появился слоёный бутерброд — сэндвич. Это произошло в 1945 году. И в том же году тремя инженерами, работающими в авиационной компании "Chance-Vought", были сделаны первые лыжи со слоем алюминия, приклеенным к деревянному сердечнику. Гибкие лыжи гораздо сложнее было сломать, да и повредить поверхность тоже было непросто.  Было выпущено около 1000 пар, однако вскоре руководство компании отказалось от производства лыж. В 1947 г. несколько конструкторов из "Chance-Vough" основали собственную фирму "TEY", которая просуществовала почти 10 лет и выпустила более 10 тыс. пар металлических лыж. Модель из алюминия и дерева оказалась очень прочной, по своим динамическим свойствам не уступала деревянным лыжам, а на жестких ледяных склонах значительно их превосходила.

А еще годом раньше, в 1946 году, спустя всего год после того, как появился первый прототип лыж конструкции сэндвич, английская компания "Gomme" выпустила первые успешные лыжи со слоями из трёх разных материалов: ламинированный деревянный сердечник был склеен с двух сторон со слоями пластика, а к этому «бутерброду» снизу была приклеена и металлическая пластина. Причём лыжи были настолько хороши, что на них выступали члены олимпийской сборной команды Британии в Санкт-Морице в 1948 году.

В 1947 г. американский инженер Ховард  Хед (Howard Head) разработал еще одну конструкцию, состоящую из деревянного сердечника и двух металлических пластин. Через несколько лет конструктор усовершенствовал свои лыжи и начал производство модели "Blue Gun", быстро завоевавшей признание (небольшая мастерская Хеда впоследствии превратилась в знаменитую фирму "Head"). Лыжи Head StandardУспех "Blue Gun" объяснялся удачной комбинацией дерева и алюминия, обеспечившей хорошую продольную гибкость при очень высоком (по тем временам - фантастическом) сопротивлении кручению.

Лыжи Head Standard

Так что именно в сороковых годах  XX века была поставлена точка в истории горных лыж, сделанных из дерева. Истории, которая началась на берегах Белого моря то ли десять, то ли двенадцать тысяч лет назад.

Тем не менее, революции не произошло. Ведущие европейские фирмы, проявив здоровый консерватизм, не спешили осваивать новые материалы и продолжали выпускать деревянные лыжи, хотя и проводили исследования металлических сплавов и различных пластмасс. Так, например, фирма "Fisher" уже в середине 50-х годов испытывала лыжи, изготовленные целиком из стеклопластика (фибергласса), а "Kneissl" - модель из дерева, стеклопластика и металла.

К середине 60-х годов наибольшее распространение получили металлические лыжи - сначала клепаные, а затем и клееные; постепенно их конструкция усложнилась, в некоторых моделях использовались, например, слои резины, гасившие вибрацию. Производство металлических лыж было освоено во многих странах восточной Европы, в т.ч. - в Польше, Болгарии, Чехословакии и Югославии ("Elan"). В СССР разработкой перспективных моделей металлических горных лыж занимался Всесоюзный Институт Легких Сплавов (ВИЛС); уже в начале 70-х годов были проведены испытания нескольких опытных образцов, однако в серийное производство была запущена лишь одна модель, причем, далеко не лучшая (хотя и очень прочная).  Мукачевская лыжная фабрика выпускала еще одну модель, также разработанную на ВИЛС,  но в дальнейшем приобрела лицензию австрийской фирмы "Fisher".

Коллекция композитных лыж.

Основным недостатком металлических лыж являлась их низкая технологичность: металл, дерево, пластмасса и др. материалы образовывали слишком разнородную комбинацию, и при малейшем нарушении технологических режимов изделия деформировались или даже лопались прямо на конвейере. Кроме того, лыжники-любители жаловались на слишком большой вес лыж и необходимость ухода за ними, хотя, конечно, и не сложного.

В начале 50-х годов французский конструктор Д.Боссон разработал лыжи, полностью отформованные из стеклопластика (фибергласса), однако и эта модель не получила распространения. Наконец, в 1959 г. в Канаде началось серийное производству стеклопластиковых лыж, которые даже импортировались в Европу. В рекламе этой модели принимал участие знаменитый австрийский лыжник Антон (Тони) Зайлер.

На протяжении 60-х годов ХХ века производители горных лыж уделяли все большее внимание полимерным материалам, в том числе, разработанным для авиационной и космической отраслей: именно из оборонных производств пришли такие материалы, как кевлар, карбоновое волокно, титанал и т.д. Необходимо отметить, что лыжная промышленность до сих пор не отказалась от использования дерева, и в самых современных моделях часто имеются элементы из этого древнейшего материала.

Лыжи Rossignol

Лыжи RossignolУже в 1970 г. пластмассовые лыжи производились всеми ведущими европейскими фирмами, однако настоящая революция свершилась лишь в 1980 г., когда была разработана полная математическая модель внутренней динамики лыж, чрезвычайно сложная, но позволившая, наконец, сделать изготовление лыж настоящей индустрией, обеспечивающей получение изделий с любыми заданными свойствами. Первенство в создании модели оспаривают почти все ведущие фирмы, однако, скорее всего, независимые группы исследователей, работавшие на каждой из них в обстановке строгой секретности, практически одновременно пришли к сходным результатам. По-видимому, для достижения этих результатов требовались определенные предпосылки (уровень развития химии, физики, материаловедения, вычислительной техники и т.д.), поскольку, например, исследования в области математического моделирования лыж, предпринимавшиеся фирмой "Atomic" в 60-е годы, окончились неудачей.

Цельностальные лыжи "Volant"Внутренняя динамика лыж чрезвычайно сложна, поскольку продольные, поперечные и торсионные нагрузки достигают значительных величин и очень быстро меняются в процессе скольжения. Многие лыжники старшего поколения сталкивались с совершенно невероятным явлением, когда металлические лыжи 60-х годов, необычайно прочные и надежные, вдруг обламывались от очень слабого удара, причем линия слома напоминала отпил. Современные пластиковые и металлические лыжи, сконструированные по формализованной модели, уже не подвержены подобным неожиданностям. Производство лыж на математической основе, как оказалось, может быть освоено любым предприятием, имеющим необходимые технологические условия - например, лыжи японской фирмы "Mizun", появившейся лишь в 80-е годы ХХ века, пользуются спросом и в традиционно лыжных странах.

Кстати говоря, в 1989 г. японские конструкторы разработали также лыжи "Volant", целиком отформованные из тонкого листа нержавеющей стали. К сожалению, финансовые трудности помешали освоению широкого производства этой необычной модели.

Соревнования ски-боб.В период 70-80-х годов появились некоторые принципиально новые спортивные снаряды, развившиеся из лыж, но, по большей части, не получившие широкого распространения, например, "ски-боб" - подобие велосипеда на двух лыжах, до сих пор пользующийся некоторой популярностью в США. Неоднократно предпринимались попытки массового внедрения "монолыж" (monoski)  разных видов - некоторые модели были снабжены приподнятой платформой для установки пары креплений, на других крепления разносились по длине, как на водных монолыжах. Некоторое признание завоевали "биг-футы" - очень короткие лыжи (40-70 см) для езды без палок, причем наиболее современные их модели отчетливо напоминают детский снаряд для катания с горок, массово выпускавшийся отечественной промышленностью в 70-е годы.

Монолыжа.

В последнее десятилетие ХХ века лыжное производство переживало определенный кризис, вызванный быстро нарастающей модой на сноуборд и падением спроса на лыжи. В этом процессе сыграл свою роль главный недостаток горных лыж - сложность освоения: для сколько-нибудь полного изучения классической лыжной техники требуется не менее 4-5 лет, в то время как сноуборд можно в совершенстве освоить за 1-2 года. Выход из кризиса стал возможен благодаря появлению карвинговых лыж.

Еще в 50-е годы ведущие спортсмены освоили технику резаного ведения лыж, позволявшую выполнять повороты без бокового проскальзывания и, соответственно, без торможения. В основе этого приема лежит то обстоятельство, что след от закантованной и прогнутой в средней части лыжи превращается в дугу. Поскольку радиус этой дуги тем меньше, чем больше разница в ширине середины лыж и ее концов, то производители лыж с начала 70-х годов пытались сделать более "приталенные" лыжи с широкими концами. Однако попытки создать то, что сейчас называется "карвинговыми лыжами", неизменно терпели крах, поскольку ни один из применявшихся в то время материалов не выдерживал механических нагрузок, возникающих при крутом резаном повороте. Лишь через 20 лет, в самом конце ХХ века, после внедрения следующего поколения материалов, появился новый спортивный снаряд - лыжи для резаного ведения, т.н. карвинга.

Карвинг

Технический прогресс невозможно остановить, и каждый год в конструкцию горных лыж вносятся все новые и новые нюансы и изменения. Так что история горных лыж продолжается…

 

PS: Для подготовки трех статей по истории горных лыж были использованы материалы со следующих источников:

www.vintageskiworld.com , www.sondrenorheim.com , history.fis-ski.com , wikipedia.org , skiinghistory.org , www.skiextreme.ru , kpsc1861.org.au , www.i-skier.ru , www.fr2day.com , secure.skimuseum.org , www.vintageskiworld.com , www.skimuseum.li , www.skimuseum.ca , www.woodenskis.com и статья из журнала "Русская зима" №4(2010г)