ГлавнаяСтатьиИстория горных лыжИстория горных лыж: Эпоха дерева.

История горных лыж: Эпоха дерева.

  • PDF
  • Печать
  • E-mail
(4 голоса, среднее 5.00 из 5)

Коллекция деревянных лыж.О конструкции современных лыж имеет смысл говорить, начиная с 1850 года. Именно тогда в норвежской провинции Телемарк деревянных дел мастера изготовили первые лыжи с весовым прогибом — средняя часть была выгнута вверх. Такие лыжи гораздо равномернее, чем плоские, стали распределять давление на снег по всей своей длине. Но сама по себе выгнутая вверх середина лыжи — это только начало: благодаря выгибу стало возможным сделать лыжи тоньше к носку и пятке, а значит и намного легче. Лыжникам стало существенно проще передвигаться по мягкому снегу: выгнутые вверх лыжи намного меньше проваливаются посередине, их стало легче вынимать из снега. А благодаря своей гибкости новые лыжи стали существенно лучше скользить по поверхности снега, хорошо амортизировать заснеженные неровности, да и управлять такими лыжами тоже стало намного легче.

Норвежские горнолыжники конца 19 века.Норвежские горнолыжники конца 19 века.

 

 

 

 

 

 

 

 

Норвежские горнолыжники конца 19 века.Огромную роль в развитии горных лыж сыграл норвежец Сондре Норхейм. Именно он, на основе личного опыта, кардинально усовершенствовал существовавшую тогда конструкцию лыж (см. выше) и закрепил пятку ботинка на лыже. Кроме того, проанализировав бытовавшие на тот момент способы катания и обобщив накопившиеся знания, он уже к середине 1840-х годов сумел выстроить из них свою собственную революционную систему спуска с гор. Лыжники из Телемарка совершили самый первый и значительный скачок в развитии лыжного спорта и установили планку для всех последующих инноваций в данном занятии: они признали шестовую езду неудобной и начали поворачивать сами лыжи при повороте. Тем самым лыжи Телемарка ознаменовали собой переход к контролю над скоростью методом изменения угла поверхности лыжи на снегу и направления лыжи вниз, к линии спуска. Это явилось основой используемых нами и по сей день приёмов.

Чуть позже, в 1868 году, Сондре Норхейм  придумал и боковой вырез. Так же, как и выгиб, боковой вырез обеспечил большую гибкость лыж, когда они находились, как мы бы сейчас сказали, в закантованном положении на жёстком снегу. Норхейм и его друзья не только улучшили лыжи, но и стали пионерами динамичных поворотов во время спусков с гор. Геометрия типичных для эры Норхейма лыж — 81–67–70 мм (здесь и далее — ширина лыж в носке-талии-пятке). Длина лыж составляла 2 метра 40 сантиметров. Используя современную терминологию, радиус бокового выреза этих лыж был равен 83 метрам. Не слишком, но ведь и не прямые! Лыжи Сондре Норхейма.Но лыжи без бокового выреза не канули в лету, они популярны и в наши дни: и лыжи для прыжков с трамплина, и некоторые модели беговых лыж, ориентированные на отдых, полностью лишены талии.

Несмотря на первенство норвежцев, прообраз первой лыжной фабрики был построен в США в 1879 году. Правда, без скандинавов и здесь не обошлось: фабрика была построена эмигрантами из этой страны. В самой же Норвегии первые фабрики по производству лыж появились только в 1888 году.

Коллекция деревянных лыж.

ГИКОРИ

Первые слоёные лыжи появились в 1881 году. Нижняя их часть была сделана из ясеня, а верхняя – из сосны. Лыжи были собраны вручную и впервые их экспортировали в Швецию, в 1882 году. Следующей важной вехой в истории лыж стало начало производства в Норвегии первых лыж из древесины гикори в 1882 году. Гикори — материал очень прочный, и обрабатывать эту породу дерева при помощи обычных инструментов было практически невозможно. Появление высокопрочных сталей облегчило задачу обработки,  а благодаря высокой прочности дерева стало возможно сделать лыжи тоньше и гибче. Да и скользящая поверхность стала существенно более устойчивой к повреждению кристаллами льда, а вырезанный вдоль всей её длины направляющий желобок стойко переносил все нагрузки при торможении и боковом соскальзывании, а острые края (канты тогда ещё не придумали) неплохо цеплялись за снег. Но эти лыжи, как и их доисторические прародители, были изготовлены из цельного куска дерева.

ЭРА КЛЕЯ

Эра клееных лыж началась в 1893 году, когда (и снова в Норвегии!) были выпущены лыжи со скользящей поверхностью из прочного гикори, а основная часть, прообраз современного сердечника, была сделана из более легких хвойных пород дерева или американской липы. Новые лыжи были ещё более лёгкими и пружинистыми, чем «цельногикоревые», а при их изготовлении требовалось применять меньше усилий. Однако новые модели тогда не получили достойного распространения — виной тому был недостаточно влагостойкий клей. Случалось, что лёгкие лыжи начинали слоиться буквально после нескольких дней интенсивного использования. Такая ситуация продолжалась очень долго — многие фабрики производили клееные лыжи, однако время по-настоящему массового производства лыж из склеенных слоёв древесины наступило только спустя сорок лет.

Гикоревые лыжи.

А что же геометрия? Лыжи с формой, разработанной Норхеймом в начале второй половины XX века, отлично подошли и Фритьофу Нансену, и Руалу Амундсену во время их полярных путешествий. Да и не только им: такая геометрия отлично работала и у беговых лыж, и у лыж, на которых в те годы прыгали с трамплина. Но развитие спортивного направления в лыжах послужило толчком к изменению их конструкции, а заодно и геометрии. В странах Европы всё чаще и регулярнее проводились спортивные соревнования, в лыжном спорте зародились различные дисциплины. Благодаря соревнованиям произошло разделение на три направления и в производстве лыж: горные, беговые и для Горнолыжкики из Канады. 1930 год.прыжков с трамплина. Именно тогда лыжи для прыжков с трамплина стали ровно на сантиметр шире по всей длине, которая тогда составляла 230 см. Да и лыжи для бега по равнине стали чуть шире предложенных Норхеймом. Так что историю конструкции и геометрии современных горных лыж нужно вести именно с начала 30-х годов XX века. В то время, кстати, произошло сразу несколько событий, оставивших заметный след в истории лыж.

Так, в 1928 году в Зальцбурге Рудольф Леттнер снабдил горные лыжи разрезанными на части стальными кантами, крепящимися шурупами. Новинка обеспечила деревянным лыжам гораздо лучшие характеристики на жёстком и леденистом снегу. Правда, тогда революционная новинка не прижилась — уж больно непрочными были первые канты, некоторые лыжники возили с собой и запасные канты, и клей, и шурупы, и отвертку для ремонта сломавшихся кантов прямо на склоне, поскольку с выломанным куском канта кататься во многих случаях было попросту невозможно. Вдобавок его дочь-спортсменка тогда сочла, что канты слишком цепляются за жёсткий снег… (!)

В 1932 году для использования при производстве самолётов были разработаны подходящие и для лыж клеи. Именно тогда одновременно в Норвегии и США при производстве лыж стал применяться водостойкий казеиновый клей. А заодно был придуман и первый наборный сердечник с вертикально расположенными элементами. Лыжи с таким сердечником были легче гикоревых и более живыми, оставаясь очень прочными. Как только эта информация достигла масс, клееные лыжи Kneissl, Splitkein и Anderson & Thompson из США стали коммерчески успешными.

 

 

 

 

 

 

 

 

В США в 1938 году бывший спортсмен-фигурист (член Олимпийской сборной США 1934 года в парном катании) и фанат-горнолыжник Джимми Мадден повредил на катке ногу. Ему очень хотелось кататься хоть на чём-то, и, чтобы не слишком нагружать ногу, он взял маленькие лыжи своего сына (конечно, они тоже были деревянными!) и попытался выполнить на склоне те фигуры, которые он обычно показывал на катке. Всё шло замечательно, однако попытка проехать спиной вперёд завершилась падением. И благодаря этому падению появились первые твин-типы. А заодно — и фигурное катание (балет) на лыжах, которое в 40-х и 50-х годах было уделом лишь небольшого числа энтузиастов, широкое распространение этот вид катания получил лишь спустя 30 лет. А тогда, в конце 30-х, первые лыжи для балета были настолько непривычными, что к ним приклеилось название Goon Ski (на американском сленге goon — болван).

Сделанные из дерева лыжи были благодатным полем для экспериментов с геометрией. Однако, чтобы придать бруску прочной древесины гикори нужную форму, необходимо было приложить весьма серьёзные усилия. В 1939 году лыжи, сделанные для спортсмена Дика Дюрранса (модель так и называлась — Dick Durrance) на фабрике Тора Гросволда, при ростовке 206 см имели геометрию 74–54–62 мм — удивительно узкая даже по нынешним временам талия сочеталась с боковым вырезом с поистине революционным радиусом в 42 метра. Это была модель для слаломных трасс. Однако после первых проб лыжи были отложены в дальний угол — изготовители поняли, что такая талия слишком узка для мягких трасс тех лет, а сделать лыже шире было сложно: дерево на фабрику поставлялось определённой ширины, и для того, чтобы сделать носок и пятку шире, был необходим качественный клей и много работы. Вдобавок первые спуски показали, что эти лыжи совершенно не хотят ехать по прямой, что не понравилось испытателям. Прародителям карвинговых лыж показалось, что игра не стоит свеч. (!)

На склонах гор.

Трассы соревнований готовились всё лучше, снег становился всё плотнее, скорости возрастали, требовался всё более точный контроль поворотов, особенно в слаломе-гиганте. Продолжались и начатые в 30-х годах эксперименты с геометрией и конструкцией. Стало очевидно, что нужны новые материалы.

 

Продолжение...