Тонкая голубая линия.

  • PDF
  • Печать
  • E-mail
(2 голоса, среднее 5.00 из 5)

Тот, кто хоть однажды смотрел трансляции горнолыжных соревнований, наверняка слышал такое выражение комментатора, «высокая (низкая) траектория». Как правило, они вызывают у зрителей массу вопросов. Пожалуй, пришло время объяснений. Это особенно важно еще и потому, что понимание «траектории» (линии движения горнолыжника по склону) в контексте прохождения трассы по вешкам позволит нам существенно улучшить технику и добиться ободряющих результатов на соревнованиях.

Чтобы основательно разобраться в сути вопроса, рассмотрим длинные повороты большого радиуса, характерные для трасс гиганта. Хотя общие принципы применимы также и к слалому, и карвинговому слалому, равно как и супер-гиганту. Итак, приступим!

Когда-то очень давно, когда лыжи еще были ровными, как спички, существовало убеждение – впрочем, верное – что полностью закончить поворот нужно еще до прохождения вешки. На момент пересечения линии ворот носки лыж должны быть направлены в точку, находящуюся намного выше линии следующих ворот (рис. 1.).
Такую траекторию, которую некоторые спортсмены используют в определенных ситуациях и сегодня, называли «высокой траекторией» (рис.2). В то время такой тип линии движения определяли конструкция лыж и обязательная техника катания. Чтобы начать поворот, спортсмену надо было приложить значительно большие усилия – укол палкой, более динамичная вертикальная работа (сгибание-разгибание), ротационный (вращательный) поворот ступней. Длинные лыжи  требовали и больше времени для перехода с канта на кант. Естественно, что с «проскальзыванием» и окончание поворота, и ведение лыж по понятным причинам требуют чуть больше свободного пространства на линии спуска.

Сегодня, благодаря технологическому развитию конструкций лыж и следующим за ним изменениям техники катания, большинство спортсменов используют более агрессивную, непосредственную траекторию прохождения трассы. Следы, которые оставляют за собой канты лыж на снегу, проходят ближе к вешке, которая как бы обозначает центр окружности поворота (рис. 3). Такую, так называемую «низкую» траекторию можно прочертить, выполняя чистый резаный поворот значительно меньшего радиуса на современных «приталенных» лыжах, а также благодаря большей скорости перехода с канта на кант в поворотах.

Плюсы и минусы

Несомненно «низкая» траектория более скоростная. Помимо того, что центр тяжести тела спортсмена дольше находится на линии падения склона, сам путь – дистанция, которую проходят лыжи, короче. Но, как говорится, нет розы без шипов. Агрессивную «низкую траекторию» трудно просчитать и, соответственно, правильно дозировать закантовку лыжи. При выборе слишком малого радиуса поворота, спортсмен рискует наехать на вешку и получить травму. Единственный выход в данном случае – корректировка дуги поворота путем короткой раскантовки («отпускания») кантов и последующей их закантовки, то есть – поворот «в два захода». Конечно, это приводит к проигрышу во времени и – что еще хуже – потере ритма и плавности спуска. Выбор излишне большого радиуса поворота в первой его фазе приводит – в лучшем случае – к постановке лыж поперек склона и мощному боковому проскальзыванию, которое позволяет удержаться на трассе. А время бежит… Каждая попытка уменьшить радиус поворота без проскальзывания чаще всего завершается в кустах.

«Высокая» траектория безусловно более легка и надежна. В этом случае у спортсмена есть время «собраться» даже, если он на миг отсел назад и потерял передне-заднее равновесие.Но, поскольку в этом случае лыжи проходят больший путь, «высокая» траектория оказывается и более медленной.

Как тренировать?

Отрабатывать траекторию – или оптимальный путь прохождения заданной трассы – довольно просто. Однако этот процесс требует использования в тренировке дополнительного оборудования. Кроме вешек нам понадобятся так называемые маркеры. Профессиональные (не нравится слово) маркеры представляют собой разноцветные мягкие пластиковые «метелки». В случае отсутствия таковых, их с успехом можно заменить еловыми веточками, рекламными флажками и другими подручными средствами.

Для тренировки «высокой» траектории достаточно одного маркера на каждый поворот. Маркеры размещают на расстоянии 2,5 – 3,5 м выше вешки, с незначительным смещением во внешнюю от линии падения склона сторону (рис.4). В момент прохождения маркера носки лыж должны «смотреть» точно вниз по склону.

Проработка «низкой» траектории потребует уже двух маркеров в повороте. Для их установки нужна сноровка и умение оценить оптимальный радиус дуги поворота. Однако уже после нескольких попыток справиться с этой задачей сможет каждый. Важно, чтобы середина дуги идеально совпадала с местонахождением вешки (рис.5). Именно в этом месте носки лыж должны быть точно направлены вниз по склону. Таким образом, маркеры, обозначают зону, в которой лыжи закантованы в наибольшей степени.

Где и когда?

Рекомендую использовать «высокую траекторию» прежде всего в трассах на крутых и ( или ) леденистых склонах. На таких участках трассы практически всегда существует риск проскальзывания лыжи и в этом случае «высокая» траектория обеспечит запас высоты и пространства для необходимой корректировки дуги поворота. На пологих участках трассы лучше идти по «низкой траектории». Легенда горнолыжного спорта начала 90-хх гг., американец Фил Маре говорил: «Мы проигрываем на крутых отрезках трассы, а выигрываем –на пологих». Это утверждение актуально и по сей день.

 

Вот и все. Теперь достаточно выйти на склон и немного потренироваться. Вы будете удивлены, что такая незначительная вещь, как маркеры, может столь существенно оптимизировать траекторию Вашего спуска. И еще. При просмотре телетрансляций Кубка мира, обратите внимание на траекторию прохождения трассы Боде Миллера, Теда Лигети, Джулии Манкузо. Именно они сегодня мастера агрессивной «низкой» траектории. Манфред Прангер и Яница Костелич в совершенстве овладели техникой прохождения ворот да еще и очень быстро. Аккуратист Бенни Райх блестяще умеет найти равновесие между обоими типами, пользуясь ими в зависимости от ситуации. Потому и стабильно возглавляет мировые горнолыжные рейтинги.