ГлавнаяСтатьиГорнолыжная техника.Техника для каждого - с разножкой или без.

Техника для каждого - с разножкой или без.

  • PDF
  • Печать
  • E-mail
(2 голоса, среднее 5.00 из 5)

Каждое лето – время, когда пишут о разных, оторванных от реальности делах, изучают долгосрочные прогнозы погоды, размышляют на тему долгой и тяжелой зимы или мартовского прилета аистов. И поэтому, я был очень удивлен, когда на одном из лыжных веб-сайтов прочитал содержательную дискуссию на тему техники катания. Дело касалось выдвижения верхней лыжи в резаном повороте («разножки»), и показалось мне настолько существенным, что стоит этим чуть серьезнее заняться.

Вначале попытаемся сформулировать некоторые определения, которые облегчат нам правильное понимание обсуждаемых проблем. Ведь часто происходит так, (особенно на сайтах и форумах) что собеседники, беседуя будто о том же самом, на самом деле подразумевают что-то совершенно разное.

Итак...

Резаный поворот – это поворот, выполненный полностью на кантах лыж. Его радиус будет зависеть от формы лыж (геометрии) угла скольжения по снегу (угла закантовки) и степени сгибания лыж в повороте.

Перекантовка – это момент, когда в конце одного поворота мы перекладываем лыжи с одного канта на другой, начиная новый поворот. Этот момент должен быть достаточно быстрым потому, что во время выполнения сопряженных карвинговых поворотов это единственная фаза, когда лыжи двигаются по прямой линии (плоско). У хороших лыжников (на хороших, спортивных, динамичных лыжах, достаточно узких на отрезке под ботинком в талии) смена кантов занимает долю секунды. Измеряется эта фаза в единицах длины лыж и составляет меньше, чем их одна длина. Рекомендую, если не верите, проверить следы, оставшиеся на снегу.

Нагрузка лыж в повороте – принято считать, что в идеальном карвинговом повороте распределение давления на лыжи должно составлять 50 на 50 %. Однако это слишком большое упрощение. Теоретически при разложении 50 на 50 %, лыжи будут двигаться на кантах быстрее всего. Однако сохранение такой нагрузки возможно лишь в условиях, приближенных к лабораторным. Чем круче склон, а снег тверже – тем акцентированней должен быть перенос веса на нижнюю лыжу, чтобы увеличить давление канта на склон и удерживать резаный след.

Корпус правильно сбалансирован, возможно продавливание голенями ботинок.

Для лучшего понимания приведу пример: представим себе человека весом 50 килограмм, движущегося на лыжах с контактной длиной кантов равной 100 сантиметрам. В случае с равномерной нагрузкой обеих ног давление на один сантиметр канта составит: 50 килограмм разделенных на 200 сантиметров (2 лыжи) и равно 0,25 килограмма на сантиметр. В случае нагрузки только одной лыжи эти величины возрастают вдвое – до 0,5 килограмма на сантиметр. В связи с этим, не все ли равно, какую из лыж нагружаем больше? Несколько знакомых теоретиков даже утверждают, что на внутренней лыже может быть быстрее. Нагружаем, однако, верхнюю лыжу только из соображения безопасности. Просто напросто, тогда, когда мы не в состоянии удержать резаный поворот и лыжа соскользнет, едучи преимущественно на внешней лыже, всегда можно подпереться внутренней. В противном случае – падение неизбежно.

Несмотря на радикальный наклон, вес тела приходит на внешнюю лыжу. Обратите внимание на параллельное расположение больших берцовых костей.

Чуточку истории

Следует помнить, что технику резаного поворота спортсмены применяли уже очень давно. Только на ровных и длинных лыжах и, конечно, только в виражах с большим и очень большим радиусом. Вместе с появлением на лыжном рынке снаряжения с более сильной и агрессивной геометрией появилось много новшеств в технике катания. К самым выдающимся теоретикам и практикам тех времен относились такие гуру: Walter Kuchler, Seep Burcher, Simon Ylacomet. У всех была общая черта: ни один из них не был в молодости спортсменом. Каждый из них сплотил вокруг себя группу меньших пророков, которые понесли далее в свет карвинговую революцию. Следовало довольно радикально изменить системы обучения и создавать новые программы, упражнения и т.д. Одним из тех нужных упражнений было выполнение так называемой «маршировки», т.е. быстрого выдвижения нижней лыжи вперед в конце поворота с одновременной перекантовкой. Через несколько лет на сторону баррикад коротких карвинговых лыж перешли спортсмены (а в принципе их тренеры, которые годами были главными тормозными устройствами в лыжном спорте).
Только тогда резаная техника на современных лыжах, включая и короткий слаломный поворот, была окончательно отшлифована.

Нога волочится, бедра выкручены, нет возможности догрузки внешней лыжи.

Главная проблема: выдвигать или не выдвигать?

«Маршировка» имеет свои плюсы. Менее продвинутым лыжникам, или только обучающимся резаной технике, она помогает понять суть поворота: полную перекантовку еще до начала нового поворота. Однако минусов больше. Выдвижение внешней ноги вперед в конце поворота в большинстве случаев приводит к пребыванию в этой позиции в течение всей фазы нового поворота, а предыдущая внешняя нога теперь становится внутренней и сильно опережает ту, вторую, ставшую внешней.

Если все давление на внутренней лыже – нет возможности управления радиусом поворота.

Такой способ движения по дуге имеет одни недостатки. Линия бедер автоматически выкручивается от склона, и лыжник принимает положение легкого отстранения от склона и центра поворота, хотя плечи и бедра должны быть расположены перпендикулярно к оси лыж. Из-за ведения внешней ноги сзади, за центром тяжести тела, трудно произвести на нее соответствующее давление. В таком положении многие лыжники слишком или даже полностью нагружают внутреннюю лыжу, что в большинстве случаев приводит к явлению «Klammer Schwung». Выдвинутую вперед лыжу трудно поставить на кант под тем же углом, что и внешнюю. Поэтому обе лыжи движутся по склону с разным углом закантовки и соответственно разными радиусами и дестабилизируют езду. В таком положении многие лыжники имеют тенденцию к чрезмерному управлению внешним коленом (так называемый «икс»), прижимают его к середине поворота вместо того, чтобы давить вперед. Это может приводить к травмам. В конце концов «Маршировка» без необходимости продлевает время перехода с канта на кант.

Ведение ступней по возможности на одной линии является ныне обязательной в технике. При таком положении, расположение бедер и плеч перпендикулярно к оси лыж становится делом значительно более простым. Гораздо легче становится параллельное удержание больших берцовых костей, т.е. постановка обеих лыж на кант под одним углом. Центр тяжести тела, если смотреть с боку, должен находиться между передним и задним предохранителем креплений внешней лыжи. Только тогда можно регулировать сгибание лыж с помощью давления большой берцовой кости на голенище ботинка, либо нагрузить на 100% внешнюю лыжу в критической ситуации. Переход с канта на кант более быстрый, т.к. выполняем на одно движение меньше.

Я отдаю себе отчет в том, что из-за анатомических ограничений человеческого тела, более согнутая внешняя нога при выполнении очень глубоких виражей, автоматически окажется чуть впереди. Ничего с этим не поделаешь, но специальное выталкивание внутренней лыжи вперед – ошибка!

Многие инструкторы и тренеры обучают определенным новшествам таким образом, каким были обучены сами. А ведь развитие лыжных техник происходит все время. То, что 10 лет назад было очевидным и обязательным, завтра может оказаться совершенно ненужным. Важно развиваться по мере прогресса времени. Оказии для анализа предоставляют хотя бы трансляции с Олимпийского Кубка Мира и анализы нашего (NTN Snow&More) дежурного гуру от техники Рона ЛеМастера.