ГлавнаяСтатьиГорнолыжная техника.Мягкое скольжение - лучшее время.

Мягкое скольжение - лучшее время.

  • PDF
  • Печать
  • E-mail
(2 голоса, среднее 5.00 из 5)

Бывают случаи, что лучшей тактикой прохождения трассы, может быть тормозящий контроль скорости перед следующими воротами, выполненный таким образом, что выход из поворота поведет вниз по трассе значительно быстрее. Все зависит от постановки трассы соревнований, угла наклона склона, твердости снега и того, какой окажется траектория езды.

Вот уже в течение нескольких лет горнолыжный спорт становится все более быстрым, это особенно касается «гиганта». Лучшие спортсмены, вместо отлично выписанных дуг, выбирают «прямую линию» – такую траекторию, которая ведет их от одних ворот к другим значительно быстрей. Однако для того, чтобы выход из поворота оказался возможным в правильном месте, спортсмены должны немного притормозить.

Принципы этой тактики не являются чем-то новым. Однако ее разновидность, применяемая в последние несколько лет все чаще, позволяет уменьшить время проезда. Эту тактику и ее более традиционную разновидность, можем увидеть на представленных фотографиях Теда Лигети и Бенджамина Райха во время проезда гиганта в Альта Бадия в декабре 2007 года. Эта трасса ныне считается самой трудной среди всех склонов, на которых происходят соревнования Кубка мира в слаломе-гиганте. К слову, Тед Лигети выйграл этот этап.

На снимках видно, что оба лыжника устремляются к красным воротам со скоростью, которая не позволит удержать дугу, выводящую из поворота в желаемом направлении. Вместо того, чтобы изменить траекторию поворота, они поворачивают лыжи на доли секунды поперек направления движения (боком), чтобы снизить скорость до такой, которая позволит им в дальнейшем выписать резаную дугу и выйти из поворота в оптимальном положении.

 

Однако, между их тактиками есть определенная разница. Райх выполняет классический управляемый поворот-стоп, так называемый “пивот”. Это приводит к боковому скольжению в повороте и снижению скорости соответственно. В тот момент, когда лыжи уже направлены поперек линии падения склона, спортсмен возвращается к резаному ведению лыж.

Подход же Теда Лигети несколько иной. Он едет на красные ворота более прямо, после чего при помощи поворота своих лыж совершенно поперек предыдущей траектории езды тормозит, двигаясь по-прежнему по прямой. Потом снова ставит лыжи ближе к линии падения склона и из этого положения выполняет карвинговый поворот на кантах.

Является ли более эффективным подход Теда? Он соответствует старому принципу в автомобильных и мотоциклетных гонках. То есть, если имеешь слишком большую скорость для виража, всегда тормози перед поворотом тогда, когда еще едешь по прямой линии, а не во время его. Торможение во время поворота ослабляет сцепление, увеличивая вероятность скольжения, и приводит к потере скорости. Эта же аксиома относится и к лыжному спорту: торможение при выполнении поворота затрудняет «карвинговое» завершение поворота. Такой подход позволяет достичь оптимальной траектории езды, нежели у Райха. В доказательство этого достаточно сравнить четвертый снимок на обеих сериях. Тед находится значительно ближе к красным воротам. В тот момент, когда Райх еще находится в скольжении, Лигети готов начать резаный поворот, его лыжи уже направлены в сторону следующего флага. Благодаря этому он выходит из поворота быстрее.

На рисунке №1 изображена более традиционная тактика проезда описываемых поворотов. Рисунок №2 представляет тактику Теда Лигети, а рисунок №3 – тактику Бенни Райха. Во всех случаях лыжник выходит из поворота возле красных ворот в одном и том же месте и в одинаковом направлении.

 

Традиционный путь езды ведет в направлении красных ворот таким образом, что лыжник в состоянии удержать максимально сжатую траекторию при развитой скорости, минуя синие ворота. В оставшихся двух случаях путь езды над красными воротами еще более сжат, нежели традиционный. Это приводит к тому, что лыжник набирает слишком большую скорость и уже не в состоянии удержать желаемую дугу у красных ворот. Такая техника требует снижения скорости в соответствующий момент. В случае Теда путь езды, от синих до красных ворот более прямой, нежели у Бенни. Резаный поворот Лигети начинается в тот момент, когда лыжи уже направлены вниз по линии падения склона в то время, как Райх поворачивает, когда лыжи еще направлены поперек линии падения склона.
Американский тренер слалома и гиганта у мужчин Грег Ниделлм (Greg Needellm) замечает, что маневр, выполненный на первом фото (случай Теда Лигети), технически более изыскан, чем обычная перекантовка лыж в направлении спуска.

 

Центр тяжести лыжника должен быть перенесен на внешнюю лыжу, прежде чем начнется скольжение. В противном случае невозможно в определенный момент направить лыжи на правильный путь езды. Ниделлм также обращает внимание на то, что в результате приспособления угла атаки, спортсмен должен сконцентрировать давление на носках лыж таким образом, чтобы прогнуть их и направить на линию падения склона. Не каждый спортсмен применяет ту же тактику, что Лигети, а среди тех, кто так поступает, частота ее применения очень разнится. На четырнадцати поворотах на том конкретном, очень крутом склоне в Альта Бадия, Тед применил ее дважды. Стоит заметить, что один из поворотов, как посчитали и Ниделлм и Лигети , был ключевым в тех соревнованиях. Фактически каждый успешно проехавший лыжник сознательно снизил скорость в том повороте, чтобы в дальнейшем снова ее набрать.

Лигети считает, что применение спортсменами данной техники началось с появлением приталенных лыж. Словенец Марьян Чернигой (в своё время главный тренер американской, канадской, словенской и российских сборных команд) сказал, что впервые видел эту технику в исполнении Михаэля фон Грюнингена во время его победы в гиганте на чемпионате мира в Ст.Антоне в 2001 году. Приняв во внимание тот факт, что именно тогда хорошо развившиеся приталенные лыжи вошли в широкое спортивное употребление. Оба мнения совпадают.

В наше время, благодаря появлению карвинговых лыж освоение техники резаного поворота стало доступно практически каждому желающему. Однако для достижения преимущества на соревнованиях также необходимо владеть техникой «мягкого скольжения».